Две пары несложных приемов,
которые улучшат звучание ваших композиций.

Есть несколько простых и полезных приемов во время процесса сведения, которые помогут значительно улучшить звучание композиции. Конечно, последнее слово всегда остается за самим музыкантом и звукорежиссером, но некоторая помощь из мира технологий точно не повредит.

Спектральный анализ
В музыке в стиле техно бас-бочка (кик) и басовая линия являются фундаментальной частью любого трека. Проблема в том, что и бочка и бас располагаются в близких частотных диапазонах. В итоге получается ситуация, самым точным описанием которой служит известная фраза «Какая свадьба без драки?!» — рано или поздно частоты баса и бочки начнут пересекаться, что негативно скажется на всей композиции.

На самом деле данная ситуация справедлива практически для всех музыкальных стилей, так что любителей рока и метала попросим оставаться с нами и далее. Все мы знаем о популярном приеме с вырезанием частот в районе нижнего низа и эквализацией баса таким образом, чтобы он «обтекал» звучание бас-бочки. Загвоздка данного популярного и несомненно эффективного приема заключается в том, что без использования качественных мониторов ближнего поля услышать конфликтные моменты будет довольно сложно. Так что же делать в данной ситуации? Прибегнуть к помощи спектрального анализатора.

Оговоримся сразу, что спектральный анализатор нельзя назвать панацеей и универсальным решением, но его использованием поможет «увидеть» то, что наши уши не могут услышать.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Поместите плагин спектрального анализа на главный стереовыход в окне DAW (Main Output/Master Out). Включите плагин, а затем солируйте дорожку с бас-бочкой — анализатор покажет диапазон частот аудиодорожки. Выключите бочку и повторите аналогичные действия с солированной дорожкой баса, чтобы увидеть частоты собственной басовой партии. Сравнив результаты двух дорожек, можно увидеть диапазоны частот, где происходит «столкновение» сигнала.

Применять спектральный анализатор можно и для других инструментов, чье звучание располагается в схожих частотных диапазонах: к примеру, анализ поможет «разделить» две партии гитары. Кстати говоря, плагин Voxengo SPAN позволяет анализировать два источника сигнала одновременно для большей наглядности.

Зная проблемные частоты в своем проекте, стоит подправить ситуацию при помощи эквалайзера путем вырезания «лишних» частот. В любом случае, с эквалайзером стоит быть несколько аккуратнее, дабы не усугубить ситуацию в проекте.

Бесплатные спектральные анализаторы:
Voxengo SPAN http://www.voxengo.com/product/span
Blue Cat’s FreqAnalyst http://www.bluecataudio.com/Products/Product_FreqAnalyst
MeldaProduction MAnalyzer https://www.meldaproduction.com/plugins/product.php?id=MAnalyzer

 

Проверка на грязь
Низкокачественное сведение и недостаточный мониторинг являются одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются современные музыканты, работающие дома. Особенно ярко это проявляется во время работы с частотами в районе нижнего низа. Такое положение вещей складывается из-за множества внешних факторов: плохое акустическое окружение, невнимательность при мониторинге или соседи, которые не любят трясущиеся от баса стены в 3 часа ночи. Все это приводит к тому, что бас в композициях создает грязь и превращает общее звучание в кашу.

На просторах музыкальных форумов и различных околомузыкальных обсуждений можно найти миллионы сообщений, касающихся решения проблем с переизбытком баса. Проблема в том, что 95% решений предлагают изменить (улучшить) акустическое окружение, переставить или вовсе сменить студийные мониторы и/или наушники, прибегнуть к использованию бриллиантовых проводов в золотой обмотке или заниматься сведением при полной луне. В общем, толку от таких советов крайне мало, а новичка они и вовсе могут ввести в полнейшее заблуждение.

Так как же бороться с грязью, возникающей от переизбытка баса? Ответ прост: нам понадобится параметрический эквалайзер. Предлагать бесплатные плагины не будем, так как любая зрелая рабочая станция включает в себя эквалайзер такого вида. Все, что нам потребуется на начальном этапе — это прибегнуть к низкочастотной фильтрации.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Добавьте параметрический эквалайзер на мастер-выход в окне DAW. Устанавливаем LOW PASS фильтр на отметке в 100Hz, дабы круто срезать все частоты, находящиеся за отметкой в 100Hz. Обязательно включаем мониторинг, дабы наглядно видеть, какие частоты звучат в нашем треке.

 

Настроив эквалайзер так, как рассказано выше, включаем воспроизведение собственного шедевра и смотрим на то, какие частоты находятся перед отметкой в 100Hz. Увидев наличие таких частот, стоит поочередно отключать дорожки инструментов в проекте, чтобы выявить «виновника».

Напрашивается логичный вывод, что здесь, конечно же, появятся частоты от баса и бочки. Да, все именно так, и именно их частоты и должны здесь находиться. Наша задача заключается в том, чтобы отловить другие инструменты, залезающие в эту область и создающие грязь в миксе.

Даже если у вас далеко (очень далеко) не качественные мониторы/колонки/наушники, данный прием сработает. Отметка в 100Hz — это такое место, где не должно быть ничего не лишнего.

Выявив лишние инструменты на данном частотном диапазоне, стоит начать процесс чистки микса. Подрезайте нижние частоты эквалайзером у всех инструментов, которые влезают в область 100Hz до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом. В конечном итоге, освободив данную область от грязи других инструментов, мы дадим больше пространства басу и бочке. А это, в свою очередь, позволит избежать проблем, о которых говорилось во время рассмотрения спектральных анализаторов.

Несмотря на все, что я только что написал, иметь небольшое проникновение (bleeding) других инструментов в область 100Hz — не всегда ужасно, смертельно и критично. В первую очередь доверяйте своему слуху и только потом всем остальным техническим инструментам.

Временами проникновение идет на пользу звучанию верхнего низа, так что не стоит с упорством маньяка вырезать под чистую абсолютно все, что находится в районе 100Hz. Стерильность — тоже не самый лучший вариант.

 

Микс против розового шума
В музыке в стиле техно большое внимание уделяется плотности и упругости ритм-секции — бас и бочка должны «качать» всех и вся, задавать плотный ритм и чуть ли не «бить в лицо» слушателя. Большинство продюсеров и звукорежиссеров, занимающихся современной танцевальной музыкой, предпочитают строить процесс сведения композиции вокруг бочки (кика): все остальные элементы трека панорамируются и располагаются по уровням громкости с оглядкой на бочку.

Это абсолютно нормальный подход, если бы не одно но: такой прием далеко не всегда применим для стилей музыки, где бочке отводится не первое место или же где сведение ударных требует более сложного и комплексного подхода.

«Ну и че?», спросите вы. А то, что стоит выбрать какой-то другой ориентир для процесса сведения. Одним из неплохих ориентиров может стать тестовый сигнал розового шума (Pink Noise Test Signal). Суть метода довольно проста: добавьте в микс розовый шум и подстройте под него уровни всех остальных дорожек проекта. Использовать стоит именно розовый шум, а не белый: розовый шум точнее совпадает с тем, как работает наш слуховой аппарат (это вообще отдельная тема).

Используя такой подход, можно с легкостью определить слишком громкие и слишком тихие инструменты в миксе. Правда, стоит учитывать, что некоторые элементы композиции могут прорываться через уровень розового шума или, наоборот, быть несколько замаскированы среди других звуков. Так что здесь стоит одинаково полагаться не только на технические приемы, но и на свои уши: подстраивайте общий микс так, чтобы он звучал максимально качественно. В дополнение к розовому шуму стоит использовать какую-то композицию, чье звучание близко вашей песне. Таким образом, у нас будет два «якоря», на которые стоит ориентироваться.

В любом случае, данный прием поможет избежать резких перепадов громкости между разными элементами микса, избавит от доминирования одних звуков над другими. Использование розового шума во время сведения потребует некоторой подготовки от звукорежиссера, но разобравшись с тем, как правильно работать с розовым шумом, можно добиться великолепных результатов.

Для использования этого приема понадобится генератор тестовых сигналов, который обладает функцией генерации розового шума, а также плагин для анализа уровней (тот же Voxengo SPAN прекрасно подойдет для этих задач). За генератором ходить далеко тоже не надо — обойдемся бесплатным набором плагинов MDA, скачать которые можно по данной ссылке. Единственное ограничение данных плагинов заключается в том, что они не работают в Logic Pro.

Что ж, давайте посмотрим на то, как использовать связку плагинов MDA+Voxengo SPAN, а также как использовать данный прием пользователям Logic Pro.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Для начала посмотрим, как работать с связкой плагинов MDA Test Tone и Voxengo SNAP.

MDA + VOXENGO SNAP
Добавьте плагин MDA Test Tone в эффекты главного выхода. В окне плагина выберите режим работы Pink Noise, а в разделе Output выберите опцию All Channels. Параметр Level стоит установить на значение равное или близкое к -23dB. Не забудьте поставить галочку напротив пункта Audio Thru.

Теперь добавьте на мастер-выход плагин Voxengo SNAP. В окне плагина найдите секцию Metering и выберите параметр K-14 — плагин выставит все звуковые сигналы на значения в -14dB так, чтобы у вас оставалось пространство для маневра во время подгонки уровней.

Регулируйте уровень розового шума таким образом, чтобы пиковые сигналы находились около нулевой отметки, а уровень RMS оставался в районе -8 или -9.

ВСТРОЕННЫЕ СРЕДСТВА LOGIC PRO X
В Logic Pro X имеются некоторые ограничения на работу с тестовыми сигналами. Несмотря на то что в секции встроенных эффектов имеется Test Tone Utility, генерирующая тестовые сигналы, у пользователя нет возможности свободно работать с ними. То есть пользователь не может свободно «навесить» тестовый сигнал на мастер-выход: тестовый сигнал должен быть отправлен на стереошину (Stereo Bus Channel), и только после этого он поступит на главный выходной канал.

Для начала нам понадобится создать новую стереошину. Создадим Stereo Aux канал, на который повесим плагин Test Ocillator (Utility — Test Oscillator). Нажмем кнопку Pink Noise и установим значение параметра Level на отметку в -16dB.

Теперь добавим плагин Level Meter (Utility — Level Meter) в режиме Peak & RMS. В данном случае нам нужно добиться такого результата, когда уровень розового шума будет в районе -13dBFS по пиковым значениям или -25dBFS по RMS.

Таким образом, использование розового шума позволяет достичь двух целей: во-первых, получить откалиброванный и объективный элемент микса, под который можно подгонять уровни всех остальных дорожек; во-вторых, помочь звукорежиссеру найти идеальный баланс между всеми сигналами для дальнейшей пост-обработки и мастеринга.

Работа с Mid Side информацией
Когда мы говорим о стереозаписи, то перед нашими глазами предстает четкий и простой образ пары микрофонов, снимающих левый и правый канал. Таким образом, простейшая методика стереозаписи с использованием двух микрофонов повторяет расположение человеческих ушей.

Но есть и более сложные методики стереозаписи. Одной из них является техника Mid Side записи, объяснить которую самым простым способом можно так: один из микрофонов устанавливается по центру (Mid) и снимает все, что попадает в его поле «слышимости», а второй микрофон (Side) снимает окружение, будучи установленным в стороне.

Помимо этого использовать Mid Side технику можно и во время сведения. Mid Side процессинг позволяет акцентировать или оттенять звуковые элементы или весь микс на основе стереополя. Звучит сложно, не спорим. Для упрощения понимания, представьте ситуацию, что у вас есть доступ к максимально точной регулировке положения сигнала в миксе: вы можете определить, какие звуки должны находиться как бы «ближе» к слушателю, а какие «дальше».

Mid Side процессинг базируется на двух каналах: Mid Channel и Side Channel. Mid Channel содержит любую звуковую информацию, находящуюся в центре стереополя. Чем больше Mid Channel в итоговом миксе, тем более центрированное и прямолинейное звучание получает композиция, становясь более похожей на моно-звук. Side Channel содержит звуковую информацию, находящуюся по бокам нашего стереополя. Композиции с большим количеством Side Channel звучат более широко, добавляя дополнительное звуковое пространство вокруг центрального поля.

Если оставить Side Channel на уровне 0dB, а уровень Mid Channel уменьшить на несколько децибел, то можно создать дополнительное «пространство» в центре нашего стереополя без рисков превысить нормы сигнала. И наоборот, можно сделать звучание песни более сфокусированным и моноподобным, если уменьшить уровень Side Channel, оставив нетронутым Mid Channel, что может пойти на пользу партиям баса или иным элементам, чьи основные частоты находятся в районе нижнего низа.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Для того, чтобы использовать Mid Side процессинг, нам понадобится эквалайзер, обладающий функцией M/S. К примеру, подойдет стандартный эквалайзер из комплекта Logic Pro X, Ableton EQ 8, Fab Filter Pro Q 2 и даже iZotope Ozone.

ПРОСТОЙ ПРИМЕР РАБОТЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СИГНАЛАМИ
Допустим, у нас есть басовая линия с эффектом хоруса. Можно добиться большей сфокусированности самых низких частот и при этом не потерять «ширину» и объемность звучания, появляющихся за счет применения хоруса.

Наша цепочка эффектов будет выглядеть следующим образом: бас-хорус-M/S эквалайзер.

 

На изображении выше эффект хоруса и эквалайзер находятся в выключенном состоянии, а результирующий спектр будет выглядеть следующим образом:

 

Давайте активируем хорус, выберем стоковый пресет Mega Wide Chorus и посмотрим, какие изменения произойдут с нашим спектром.

 

Если посмотреть на фазовый анализатор с правой стороны, то можно заметить, что основная аудиоинформация поступает в стереорежиме, но при этом некоторая ее часть «разлетается» во все стороны в районе 30Hz за счет применения хоруса.

 

Теперь активируем эквалайзер, где добавим высокочастотный фильтр в районе 220Hz и 48dB. Эквалайзер должен работать в режиме Side Only.


 

Если взглянуть на спектр, то можно заметить некоторые изменения в основе нашего сигнала: теперь звук баса представляет собой что-то среднее между моно- и стереосигналом.

 

Наши действия привели к тому, что все частоты ниже 200Hz стали максимально сфокусированными, но при этом сохранился и стереохорус на более высоких частотах, имеющихся в звучании баса. Проще говоря, низы звучат в моно, а верха — в стерео.

ПРИМЕНЕНИЕ К ШИНЕ ЭФФЕКТОВ ИЛИ ВСЕМУ МИКСУ
Выше мы работали с одним конкретным аудиосигналом и достигли неплохих результатов. Между тем не стоит думать, что Mid Side процессинг нельзя применять к группе инструментов или всему миксу. Mid Side процессинг может добавить чистоты, ясности и некой стабильности всей композиции.

При помощи аккуратного «оттенения» Side информации всего микса можно добиться более ровного и сфокусированного звучания. Иногда такой подход дает удивительные результаты за счет того, что уменьшение Side Channel «очищает» верхний низ, в то время как усиление Side Channel дает композиции больше воздуха и легкости.

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД
У Voxengo имеется бесплатный Mid Side процессор под названием MSED. Его основным предназначением является декодирование аудиосигнала таким образом, как будто он записывался при помощи техники Mid Side, но на этом возможности плагина не ограничиваются.

MSED можно эффективно использовать в роли контроллера гейна наших Mid/Side каналов. Применение плагина может помочь «освободить» середину или расширить стереополе без риска искажения исходного сигнала. В общем и целом, возможности плагина невероятно широки, а единственной преградой может стать только ваше воображение. Ну или мощность процессора в компьютере.

Заключение
На самом деле, приемов и техник в сведении очень и очень много. Мы рассмотрели только некоторые из них, но каждый конкретный пример может значительно улучшить ваши записи. Попробуйте на примере собственных треков и не бойтесь экспериментов.

автор: Егор Ревенга
источник статьи: https://samesound.ru/studio/mixing-and-mastering/7782-4-tips-for-better-mix