Ни для кого не секрет, что эквализация является самым важным инструментом сведения. Можно долго говорить о компрессии и пространственной обработке, но без эквализации они не помогут создать хороший микс. В то же время тщательная эквализация позволяет в значительной степени получить четкое, сбалансированное и законченное звучание миксов. Компрессия и пространственная обработка, в этом случае, являются дополнительными инструментами, а не основными.
Как же сделать эквализацию так, чтобы все звучало хорошо?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть некоторые правила, которым можно следовать, чтобы процесс эквализации прошел быстро, легко и результативно:
1. Сначала панорамируйте – затем эквализируйте.
Прежде чем приступить к эквализации, сделайте панорамирование инструментов, разместив их в нужных частях стереокартины. Панорамирование сразу же избавляет вас от решения большей части частотных конфликтов между инструментами. Если делать панорамирование после эквализации, скорее всего вам придется переделывать ее заново. В разных местах стереокартины инструменты микса могут звучать иначе, так как они попадают в окружение других инструментов или же вообще звучат обособленно.
 

2. Срезайте лишние низкие частоты.
Это правило касается практически всех компонентов микса, за исключением, возможно, саб-баса. Срез лишних низких частот позволяет сразу же расчистить микс, сделать его более читаемым и аккуратным. Срез самых низких частот на бочке позволяет сделать ее менее ухающей; срез лишнего низа на басу позволяет очертить нижний край октавы, в которой бас играет; срез низа на вокале позволяет раскрыть полезные частоты и сделать вокал выразительным.

3. Срезайте лишние высокие частоты.
Существует мнение, что чем больше высоких частот – тем лучше. Конечно, когда в миксе много верха, он кажется очень ярким, открытым и широким, но в то же время такой микс может звучать очень ядовито. При первичном прослушивании сырого микса сразу решите, какие инструменты будут отвечать за восприятие высоких частот в финальном миксе, а какие нет. Чаще всего лишние высокие частоты вредят перегруженным гитарам, басу, а также бэк-вокалам. В гитарах они создают свист, дребезжание и эффект закладывания ушей. На басу лишний верх выделяет призвуки лязга струн о лады, неприятное шуршание и удары медиатором по струнам. Лишний верх в бэках заставляет их конфликтовать с лидирующий вокалом.

4. Ловите резонансы.
Резонансы случаются повсеместно и присутствуют во записанных дорожках инструментов. В одних случаях они не очень явные и не создают особых проблем, но в других – резонансы могут помешать восприятию полезных частот инструментов, делая их невыразительными и разбалансированными.
Существует два основных подхода для выявления резонансов.

Первый заключается в том, что нужно очень сильно усилить полосу эквалайзера с высокой добротностью (Q) и пройтись ею по частотному диапазону инструмента, прослушивая его. При этом в определенных точках вы будете слышать характерный свист, который и укажет вам на наличие резонанса в данной области частотного спектра. После определения резонанса – ослабьте его на величину, при которой соседние полезные частоты начнут звучать более выразительно и при этом вы перестанете слышать свист от конкретного резонанса. Вы можете повторить эту операцию несколько раз, пока не поймаете все надоедливые резонансы.

Второй способ противоположен предыдущему: вместо усиления полосы вы делаете ее ослабление, и также проходите фильтром по частотному спектру, останавливаясь на тех частотах, ослабление которых делает звучание более четким, открытым и разборчивым. Это достаточно точные показатели того, что вы нашли резонанс. Этот способ является более сложным, но в то же время он помогает держать ваши уши более свежими и не перебарщивать с обработкой. Помните, что излишнее ослабление резонансов делает звучание вялым и безжизненным, поэтому постарайтесь найти правильный баланс, который заключается в получении чистого, но полноценного звучания инструментов.
5. Используйте и субтрактивную, и аддитивную эквализацию.

Существует мнение, что субтрактивная эквализация при работе с частотным спектром должна преобладать, и отчасти это правда. Действительно, ослабление определенных частот позволяет убрать гул, грязь, неприятные призвуки, а также взять под контроль резонансы. В то же время, аддитивная эквализация позволяет усилить важные частоты инструментов. Говоря о параметрических эквалайзерах, ослабление частот является более предпочтительным, но при работе с аналоговыми эквалайзерами (или их цифровыми клонами), усиление частот может быть ключевым фактором, который сделает звучание конкретных инструментов и целого микса сбалансированным и законченным. Среди эквалайзеров, которые особенно хороши для усиления частот, самым известным является Pultech EQP-1A. Он стал прародителем огромного количества эмуляций, так как действительно является очень эффективным прибором, при том, что в первую очередь это аддитивный эквалайзер, а не субтрактивный. Не бойтесь усиливать важные частоты инструментов, но при этом также всегда помните о внутреннем частотном балансе инструмента – если вы усилили какую-то частоту, можете немного ослабить соседнюю, тем самым улучшая звучание, но не деформируя его.

Эквализация – это королева среди процессов работы над миксом, поэтому ваше отношение к ней должно быть соответствующим. Пускай ваша рука будет твердой, мысли и уши свежими, а сердца наполненными страстью к сведению. Надеюсь, что мои советы помогут сделать ваши миксы еще лучше!

Плывите к звуку!
Автор Олег Ершов
оригинал статьи: http://www.yorshoffmix.com/ekvalizaciya-s-chego-nachat